
Из США в последние дни прозвучали сразу несколько заявлений о том, что они намерены вытеснить с мирового рынка российские энергоносители.
Так, министр энергетики США Кристофер Райт сказал, что Белый дом ставит своей целью свести поставки российского газа в Европу к нулю и полностью заменить их своими энергоресурсами.
Министр торговли США Говард Лютник заявил, что Вашингтон готов урегулировать торговые разногласия с Индией, как только она прекратит покупать российскую нефть.
Эти заявления прямо противоречат двум самым распространенным тезисам о стратегии Дональда Трампа в отношении России.
Первый тезис: Трамп намерен заключить сделку с Кремлем о мире в Украине, побудив Владимира Путина завершить войну, а взамен ему за это что-то дать.
Второй: Трамп намерен оттянуть Россию от Китая.
Что касается первого тезиса, то, как видно из приведенных выше заявлений, вытеснение российских энергоносителей с европейского и индийского рынков вообще никак не увязывается с войной в Украине. То есть вне зависимости от того, согласился ли Путин прекратить огонь, Вашингтон обозначенную стратегию общемировой блокады российского энергоэкспорта намерен претворять в жизнь. По сути это стратегия не сделки, а тотальной торговой войны США против РФ. А значит, и основа для каких-либо серьёзных договоренностей между Москвой и Вашингтоном отсутствует. Потому что главное, что мог бы дать в рамках сделки Трамп Путину, - это отменить санкции США и надавить на Европу, чтобы она отменила свои ограничения, а значит, возобновила помимо прочего закупки российских энергоносителей. Но, как видим из заявлений Лютвика и Райта, в планы США это не входит.
Что касается Китая, то очевидно, что, добиваясь вытеснения российских энергоносителей с европейского и индийского рынков, американцы способствуют максимально сильному сближению Москвы с Пекином, так как для РФ КНР становится фактически безальтернативным покупателем главных экспортных товаров (если Вашингтону удастся их вытеснить с других рынков, что пока не очевидно). В то время как самый простой способ оторвать Россию от Китая и восстановить отношения Запада с ней - это вернуть российские товары на западные рынки.
При таких вводных впору прогнозировать не сделку Путина с Трампом, а резкое усиление и ужесточение противостояния России и США. Причем, опять же, вне зависимости от того, закончится ли война в Украине.
Впрочем, не исключен вариант, что заявления представителей торгово-экономического блока администрации Трампа не отражают мнения самого президента США, а являются лишь результатом лоббистских усилий американских нефтегазовых компаний.
Также может быть, что это тактика давления Вашингтона на Москву. И если сделка о завершении войны в Украине будет заключена, то санкции и прочие ограничения на российский экспорт будут сняты.
Но, повторимся, пока из заявлений официальных лиц Вашингтона ни то ни другое не следует.