Месяц "дроновой паники" в Европе. Что он показал
Вчера не очень заметно прошла круглая дата: ровно месяц со дня проникновения дронов в воздушное пространство Польши, что положило начало целой серии подобных инцидентов. В воздушное пространство Эстонии залетел российский самолет, неопознанные дроны появлялись над разными объектами в Европе. Инциденты продолжаются до сих пор.
Это стало одним из главных геополитических сюжетов последних недель и породило несколько версий о сути и причинах явления.
Согласно первой версии, распространенной в Европе и в Украине, Россия запускает дроны, чтобы напугать Европу и измерить ее реакцию.
Вторая, практически официальная в России, гласит, что полеты дронов являются провокацией Украины и западных "ястребов" с целью втянуть НАТО в войну с РФ или как минимум убедить западные общества больше тратить на оборону и на помощь Киеву.
В пользу обеих версий выдвигают много аргументов, однако до сих пор не представлено ни одного доказательства, что Россия преднамеренно запустила дроны в Польшу и стоит за прочими инцидентами с БПЛА в Европе. Как и нет доказательств того, что за всем этим стоит Киев или же западные спецслужбы.
Полиция уже задержала несколько человек за запуск дронов над аэропортами и прочими объектами, но это, по данным европейских правоохранителей, случайные люди, которые в целях развлечения запускали БПЛА и никаких связей их с Россией или со спецслужбами других стран не имеют. А недавнее появление воздушных шаров около аэропорта Вильнюса было связано с контрабандой сигарет из Беларуси.
На этом фоне есть и третья версия: речь идет не о чьих-то преднамеренных действиях, а о наборе случайностей. Российские дроны залетели в Польшу из-за воздействия украинской РЭБ, российский самолет непреднамеренно залетел в воздушное пространство Эстонии, срезая угол в узкой полосе нейтрального воздушного пространства между Эстонией и Финляндией, дроны в Европе запускают туристы и прочие любители, и так было всегда, но теперь это решили выставить военной угрозой.
Впрочем, какая бы версия ни оказалась верна, очевидно, что ситуацию уже вовсю используют в информационно-политической плоскости.
Впрочем, Россия использует ее довольно ограничено, злорадствуя о том, что теперь-то и европейцы почувствуют, что такое война. При этом в Москве есть своя "партия войны", которая считает, что военная эскалация и поднятие ставок в отношениях с Европой для РФ выгодны, так как это позволит принудить Запад принять условия Москвы. Но на официальном уровне и публично такая риторика пока не поддерживается.
В Украине и на Западе тему используют более широко для решения целого спектра задач: убедить общество больше тратить на оборону, побудить страны Европы перейти к действиям, от которых они ранее воздерживались (дать кредит за счет замороженных российских активов), настроить против Москвы Дональда Трампа и убедить его и дальше поддерживать Украину, в том числе за счет передачи дальнобойных ракет, и усилить давление на РФ. Либо даже перейти к действиям, граничащим с прямым боестолкновением с РФ: сбивать ее самолеты, ввести бесполетную зону над Украиной, блокировать балтийские порты (программа-максимум).
Следует сказать, пока от программы-максимум Запад воздерживается. Да и по программе-минимум еще не все понятно.
Однако в целом создаваемая атмосфера крайне тревожная.
И Запад, и Россия на данный момент хотя и воздерживаются от резких шагов в отношении друг друга, но находятся от них в опасной близости. Тем более что с обеих сторон есть сторонники жестких подходов и их голоса в информпространстве звучат громко.
Предотвратить эскалацию можно только одним образом: завершить войну в Украине.




